Школьные сочинения

Типы сочинений по жанру

Типы сочинений по жанруБолее трёх столетий живёт афоризм Буало «Что ясно понято, то чётко прозвучит». Не устарел он и сегодня, коль скоро одна из распространённых ошибок в сочинении любого вида – неумение систематизировать и «составлять» материал.

Это связано прежде всего с неточно понятой темой, с неумением подчинять сочинение выражению главной своей мысли. Существенной помехой служит и невладение формой сочинения, элементарное незнание его традиционных жанровых форм.

Различают три основных (классических) типа школьных сочинений: сочинение-описание, сочинение-рассуждение и сочинение-повествование (сочинение-рассказ). Рассмотрим каждый из названных типов.

Сочинение-описание

Сочинение-описание начинается обычно с передачи общего впечатления, а затем раскрываются существенные признаки того или иного явления. Последовательность выделения этих признаков достаточно свободна и определяется отношением автора сочинения к факту, материалу, литературному явлению, событию. Ключевое значение имеет в сочинении-описании правильный выбор изобразительно-выразительных средств.



Сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение имеет более устойчивую композицию, оно, как правило, трёхчастно, так как основано на аргументации какого-то тезиса. Цель сочинения-рассуждения – доказать правильность главной мысли. В первой части высказывается общее положение – тезис. Во второй – приводятся доказательства, подтверждающие основную мысль. В третьей, заключительной части, формулируются выводы.

Отсюда традиционная композиция сочинений-рассуждений:

  1. I. Тезис (основная мысль сочинения).
  2. II. Доказательства (аргументы):

а) …

б) …

в) …

III. Заключение о правильности тезиса (вывод).

Сочинение-рассказ (сочинение-повествование)

Этот тип сочинений предполагает повествование о событии, развёртывающемся во времени. При этом важны начало события (завязка), наибольшее напряжение в его развитии (кульминация – та часть события, которая требует после себя возникновения новых отношений между участниками события) и результат, финал события (развязка).

Поскольку форма всегда содержательна, то указание на соответствующую содержанию сочинения форму как бы заложено уже в формулировке темы сочинения. Например, тема «Мой любимый герой» предполагает ответ на два вопроса: кто он? и какой он? Первый вопрос требует знания об авторе литературного героя и о том времени, в которое этот литературный герой создавался. Второй вопрос предполагает выход к тем признакам литературного героя, благодаря которым он и оказался вашим любимым героем. Следовательно, наиболее удобным при раскрытии данной темы будет сочинение-описание.

Другое дело – тема «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина как средство сатирического изображения действительности». Здесь перед нами мысль, нуждающаяся в доказательствах. Ведь надо не просто назвать сатирические средства, которыми пользуется писатель, но и объяснить, почему Салтыков-Щедрин не принимает те или иные явления современной ему действительности. Жанр сочинения-рассуждения, таким образом, окажется максимально соответствующим данной теме.

Сочинение же на тему «Процесс становления личности в изображении Л.Н. Толстого» (по произведениям «Детство», «Отрочество», «Юность»)» ближе к сочинению-рассказу, поскольку необходимо, говоря об отдельных моментах этого процесса, обратить внимание на те условия, которые для Л.Н. Толстого являются важнейшими в плане формирования нравственной и значит ценной для других людей личности.

Конечно, тема сочинения может быть сформулирована так, что придётся использовать разные жанры. Например, темы «А.С. Грибоедов – поэт и человек», «Корни самодурства и его жертвы» (по драме А.Н. Островского «Гроза») потребуют и описания, и повествования, и рассуждения.

Однако на первом этапе обучения написанию сочинений есть смысл больше поработать над традиционными типами сочинений, добиться свободного владения каждой из трёх жанровых форм, научиться осознанно их выбирать в соответствии с заданной темой.

Тренировочное задание

Выберите форму сочинения-описания, сочинения-рассуждения или сочинения-повествования, наиболее соответствующую предложенным темам. Обоснуйте кратко свой выбор.

1. Тема войны в творчестве Л.Н. Толстого («Война и мир»).

2. Лирический герой поэзии Ф.И. Тютчева.

3. «Знание без нравственной основы ничего не значит» (Л.Н. Толстой).


 

Виды школьных сочинений

Структура сочинения

Работа над сочинением

План сочинения

Эпиграф к сочинению

Цитаты в сочинении