Школьные сочинения

Структура сочинения

Структура сочиненияКакую бы форму сочинения вы ни выбрали, (описание, повествование, рассуждение или смешанную форму), ведущим ориентиром при распределении материала сочинения будет его главная мысль, которую следует не просто назвать, но и раскрыть. Отсюда трёхчастная структура сочинения, первая часть которого – введение, вторая часть – главная, третья часть – заключение.

Основная содержательная нагрузка приходится на главную часть, поскольку именно в ней с логической последовательностью и раскрывается проблема, заключённая в теме сочинения. Введение воспринимается школьниками как самая трудная часть сочинения. Нередко пишущие сидят довольно продолжительное время над чистой страницей, уверенные, что все их мучения вызваны лишь одним: очень трудно найти начало, первые несколько фраз. Это не совсем так. Хотя естественно, психологически начинать любое дело сложнее, чем продолжать.



Из литературы мы знаем, как долго писатели размышляли над первой фразой. Но у школьников сложности возникают, как правило, из-за незнания того, что введение не первый этап работы над сочинением, а второй, после того, как завершено продумывание первой части. Глубоко, последовательно проведённая работа над главной частью подсказывает, с чего начинать, то есть что писать во введении.

Например, вы выбрали тему «Нужны ли Базаровы России? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)». Продумывая тему, вы видите, что здесь нельзя обойтись просто характеристикой образа Базарова, надо соотнести этот образ с той общественной ситуацией, которая вызвала к жизни этот образ в творчестве Тургенева. Но ведь надо учесть и то, что одну и ту же общественную ситуацию каждый писатель может увидеть и осознать по-разному. Задача ваша, как автора сочинения, и состоит в том, чтобы раскрыть «запрос» общественной жизни России второй половины девятнадцатого столетия и «ответ» на него Тургенева. Естественно, важно вспомнить и реакцию литературной критики на «Отцов и детей».

Вот теперь можно обратиться и к введению. Коль скоро вас интересует связь между созданным Тургеневым литературным героем и действительностью, общественным сознанием определённой эпохи, то и начать сочинение лучше с описания эпохи, потому что каждая эпоха рождает своих героев.

Возможен и другой вариант, если автор сочинения тяготеет больше к эмоциональным оценкам и ему ближе форма повествования (рассказа) или рассуждения: можно начать с той дискуссии вокруг образа Базарова, которая началась после публикации романа.

Заключение также вытекает из содержания главной части. Применительно к данной теме в заключении должен содержаться ответ на вопрос, вынесенный в тему сочинения: нужны ли, по убеждению Тургенева, России Базаровы? Ведь заключение – это вывод по теме, итог её главной мысли.

Есть и другой вид заключения, который можно назвать заключение-перспектива, где не только подводится итог сказанному, но и этот итог «выводится» в современность, если речь в сочинении шла о героях прошлых эпох, или в будущее, если вы работали с героем современности. Тогда, ответив на вопрос, нужны ли были Базаровы в тургеневскую эпоху, можно поразмышлять над тем, нужны ли Базаровы нам, сегодняшним.

Помня, что введение и заключение диктуются главной частью сочинения, вы сможете избежать и другой частой ошибки в сочинении, заключающейся в непропорциональном соотношении материала введения, главной части и заключения. Иногда школьники спрашивают: каким должен быть объём введения? Ответ один: объём введения (а также заключения) напрямую зависит от содержательного объёма сочинения. Введение и заключение должны вместе составлять приблизительно 1/3 всей работы.

Тренировочное задание.

Напишите введение к одной из предложенных тем сочинений, мотивируйте содержание введения содержанием главной части:

а) «Я лиру посвятил народу своему…» (По творчеству Н.А. Некрасова),

б) Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»,

в) Труд есть совесть (А. Платонов).


Виды школьных сочинений

Типы сочинений по жанру

Работа над сочинением

План сочинения

Эпиграф к сочинению

Цитаты в сочинении