Школьные сочинения

Символика цвета и цифр в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

08.09.2017 / Сочинения по литературе / Комментарии: 0

Символика в романе ДостоевскогоВ произведениях Ф.М. Достоевского всевозможные образы-символы обретают особое значение, помогая в выражении позиции писателя. Не стал исключением в этом смысле и роман «Преступление и наказание».

Развивая психологическую драму Родиона Раскольникова, автор показывает цветовую гамму и цифровой ряд глазами героя. Совершив свое злодеяние, Раскольников постоянно выхватывает из окружающей его палитры жизни лишь доминирующие цвета: красный и желтый. Красный – кровь, желтый – золото, косвенная причина убийства.

«Другая же дама, очень полная и багрово-красная, с пятнами, видная женщина, и что-то уж очень пышно одетая, с брошкой на груди величиной в чайное блюдечко, стояла в сторонке и чего-то ждала».

«Когда он очнулся, то увидал, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек с желтым стаканом, наполненный желтой водою, и что Никодим Фомич стоит перед ним и пристально глядит на него; он встал со стула».

Эпизоды, где Раскольникову бросаются в глаза зловещие цвета, связаны с преступлением. Символика же цифр направлена на наказание, как бы подтверждая мысль Сонечки Мармеладовой о том, что единственный путь – вера и покаяние.



Чаще других в романе встречается цифра четыре, подразумевающая четыре стороны креста, святого раскаяния. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое» — здесь как будто звучит мысль о том, насколько отчаянным, страшным путем хозяйка комнаты несет свой крест в помощь близким.

Комната Раскольникова также имеет четырехугольную форму, но это трудно назвать уникальным явлением, акцента здесь нет. Но относительно скоро появляется в романе еще один эпизод, подтверждающий присутствие символики: звучит повествование из Евангелия, описывающее чудесное воскрешение некоего Лазаря из Вифании. Казалось бы, история просто по случаю, но (!) Лазарь был воскрешен Христом через четыре дня после погребения. И сам Родион Раскольников приходит к Соне через четыре дня после совершения преступления…

Роман «Преступление и наказание» — история души, а не жизни. А так как автор, по-моему, достаточно доходчиво излагает нам эту историю, то, поставив себя на место главного виновника событий, мы можем ощутить давление цветов, неразрывно связанное с запятнанной совестью и ужаснувшимся воображением.

Наш слух, как и слух Раскольникова, станет «вылавливать» лишь слова, имеющие непосредственное отношение к совершенному нами преступлению; характер станет мнительным и беспокойным, всюду будет мерещиться близкое разоблачение…

Но – что любопытно! – символика цветов мы ощущаем как бы через Раскольникова, а символику цифр – через автора. Ведь, если можно так выразиться, на преступление Родион Романович решился будто бы «без участия» Ф.М.Достоевского, а к перемене мировоззрения и к началу новой жизни был, по-моему, приведен именно им.

Итак, Ф.М. Достоевский нашел очень интересный психологический подход к читателю с помощью знаков и символов. Это вносит в сюжет некоторую загадку, которую после прочтения романа и осознания сути происходящего с некой ноткой здравого рассуждения можно разгадать.

Комментарии закрыты.