Школьные сочинения

Работа над сочинением

Работа над сочинением

Н. Богданов-Бельский. «Сочинение», 1903

Хорошее сочинение — всегда цельное, завершённое (и по форме, и по содержанию) в самом себе произведение. Одно из первых условий написания такого сочинения – тщательная и поэтапная работа над темой сочинения.

Этап 1. Определение границ темы.

Темы бывают широкие и узкие. Широкая тема требует привлечения большего числа фактов, хорошо развитого ассоциативного мышления. Отсюда и сложность: материал «забивает» главную мысль сочинения, автор сочинения затрагивает множество близких главной мысли проблем, но сочинение получается не по теме, а «около» темы. Проработка широких тем дисциплинирует мысль, вырабатывает умение не уходить в сторону от главной идеи.

Узкие темы легче в том плане, что мысль автора сочинения дисциплинируется как бы извне, самой формулировкой. Сравните:

«И.С. Тургенев в критике современников» — широкая тема; = «Образ Базарова в оценке Д.И. Писарева» — узкая тема;

«Пути чеховских героев» — широкая тема; = «Путь от Старцева к Ионычу» — узкая тема.

Ясно, что в данном случае определения темы «узкая» — «широкая» не несут никакого оценочного момента: широкая тема вовсе не лучше и не сложнее узкой. Кроме того, у «узкой» темы свои трудности. успешное развитие узкой темы невозможно без подробного знания художественного текста, точного представления о характере героя, его поведения, вплоть до реплики в той или иной ситуации. Так, например, показать путь Старцева в Ионычи невозможно, не зная в какие моменты своего пути и что терял доктор Старцев.

Тренировочное задание 1.

Определите, какая из сопоставленных тем шире, какая уже. Обоснуйте своё мнение.

1) Тема воспитания и истинного образования в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина.

2) Митрофан – «несчастное следствие дурного воспитания».

3) «Путешествие за правдой» героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

4) «Правда» Наташи Ростовой и Натальи Безуховой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Тренировочное задание 2.

Выделите в предложенных названиях:

а) сопоставимые по границам темы (узкая и сходная с ней широкая);

б) темы, близкие по формулировке, но разные по содержанию:

1. Человек славен трудом.

2. «Татьяны милый идеал…» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

3. Будущее всегда светло и прекрасно.

4. Образ прекрасной женщины в романе Пушкина «Евгений Онегин».

5. По работе человеку воздаётся честь.

6. Будущее начинается сегодня.

Этап 2. Определение объёма содержания темы сочинения.

Работу на этом этапе лучше начинать с выделения из названия темы того слова (понятия), которое несёт главную смысловую нагрузку. Например, в названии «Гуманизм чеховских рассказов» таким центральным словом будет «гуманизм». А в названии темы «Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека (В.А. Сухомлинский)» — основная содержательная нагрузка падает на слова «книга», «решает», «судьбу человека».

Дальше следует уточнить те стороны «смыслового центра» (слова, понятия, группы слов, понятий), без которых нельзя раскрыть тему во всём объёме. Так, (по первой теме) наши рассуждения о гуманизме Чехова будут достаточно обтекаемы и общи, если мы не будем представлять себе время, на которое пришлось творчество А.П. Чехова, не заметим развития и углубления гуманизма в творчестве писателя от 60-х к 90-м годам девятнадцатого века.

При работе над вторым названием обратим внимание на то, что «судьбовым» значением обладает не всякая книга, но лишь «умная и вдохновенная», то есть та, в которую вложена большая часть жизни, судьбы другого человека – автора книги. При этом важно и другое: даже такая «умная и вдохновенная» книга меняет судьбу часто, но не всегда. Чем это объяснить? Может быть, тем, что встреча с такой книгой состоится во всём объёме лишь тогда, когда в её читателе ещё сохранилась, пусть под житейским мусором, страданиями, но сохранилась возможность встречного духовного движения к умной книге, а по сути – к другой душе, к другому человеку.

Таким образом, определяя объём содержания темы, мы устанавливаем границы содержания главной части сочинения. После этого можно продумать вступление и заключение своего сочинения.

Вступление диктуется смысловым центром темы. Если ещё раз вернуться к сформулированным выше 1 и 2 темам, то в первой теме, отталкиваясь от смыслового центра «чеховский гуманизм», мы можем начать сочинение с рассуждения о том, что литературу давно уже называют «человековедением» не только за то, что она изучает человека в единстве его внешних и внутренних связей с миром, социальных и духовных, но и потому ещё, что она из века в век «проповедует любовь» к человеку восторженным и гневным «словом отрицанья». У разных писателей, в разные эпохи сочетание утверждения ценности человеческого в человеке и отрицание каких-то качеств – разное…

Во второй теме вступление может быть связано с размышлениями о судьбе человека и тех обстоятельствах, которые могут резко изменить её. Назвать некоторые, самые выразительные, отмечаем, что среди таких судьбовых обстоятельств может оказаться и книга.

В заключении следует идти уже не столько от смыслового центра темы, сколько от тех уточняющих понятий, которые конкретизируют общее содержание смыслового центра.

Этап 3. Выбор литературного и любого другого материала, необходимого для раскрытия темы.

Например, по первой теме надо вспомнить рассказы А.П. Чехова, изученные в школе или прочитанные самостоятельно: «Мальчики», «Хирургия», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Скучная история», «Попрыгунья», «Палата №6», «Дом с мезонином», «Человек в футляре», «Крыжовник» и другие. Вторая тема приведёт вас к размышлениям о любимой книге.

Этап 4. Выбор жанра сочинения (описание, повествование, рассуждение).

После такой предварительной работы можно переходить к составлению плана сочинения.

Тренировочное задание 3.

Проведите по этапам (начиная со 2 этапа по 4-й включительно) работу над одной из предложенных тем:

а) Образ «маленького человека» в произведениях Ф.М. Достоевского;

б)  Образ России в творчестве А.П. Чехова;

в) Идеал человека в творчестве Н.С. Лескова («Очарованный странник»);

г) Молодое поколение в пьесе А.Н. Островского «Гроза».


Виды школьных сочинений

Типы сочинений по жанру

Структура сочинения

План сочинения

Эпиграф к сочинению

Цитаты в сочинении