Школьные сочинения

Портрет в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

28.09.2017 / Сочинения по литературе / Комментарии: 0

Роль портрета в романе ТургеневаПортрет в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» играет немаловажную роль: с его помощью автор описывает не только внешность героев, но и их убеждения, внутренний мир, характер, даже образ жизни.

Первый подробный портрет – портрет Базарова. Сначала Тургенев рисует героя как бы издали – общее впечатление, а затем словно приближает его к читателю, описывая лицо. Так выглядят портреты Павла Петровича Кирсанова и Евгения Васильевича Базарова.

Портрет главного героя показывает читателю, что он не относится к числу аристократов: обнаженные красные руки, балахон, фуражка – все обнаруживает в нем простого человека, не обремененного грузом излишних условностей. Лицо выражает самоуверенность и ум – вот еще одна деталь характера Базарова. Голос ленивый, но мужественный, что выдает человека, выдержавшего некоторые жизненные трудности, но уже пережившего самые бурные времена.



Портрет Павла Петровича тоже многое говорит о его характере: модный «галстух», лаковые полусапожки и красивые руки обнаруживают изнеженного человека с аристократическими манерами. Действие происходит в деревне, что само по себе мало способствует подобным поведенческим реалиям, и это отчетливо характеризует моральные установки героя. Кирсанов-старший считает, что аристократизм – принцип, по которому живут нормальные, достойные люди. Он уверен, что именно поэтому аристократы уважают себя и уважают других. По мнению Павла Петровича, аристократизм заключается в умении элегантно одеваться, с чем резко не согласен Базаров, предпочитающий действия словам красивым и тонким манерам.

Отношение Тургенева к своим персонажам отчетливо проявляется в том числе при помощи портретов: например, Базарова он воспринимает довольно спокойно, хотя не всегда солидарен со своим нигилистом. И поведение, и одежда главного героя вполне естественны и сообразны обстановке. В то же время к Кирсанову-старшему автор относится с иронией очевидной, ему непонятен несуразный порыв к английскому стилю и претензии быть аристократом-моралистом в простой деревне.

Как и в лермонтовском «Герое нашего времени», роль портрета не сводится к банальному описанию человеческой наружности. Портреты Тургенева также можно отнести к категории психологических: они отражают темперамент личности, характер, чувства, образ мышления.

Пейзаж в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Портрет мальчика Павлуши из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»

Комментарии закрыты.