Школьные сочинения

План сочинения

План сочиненияРабота над планом сочинения – одно из условий систематизации материала, последовательности его расположения, а значит, и наиболее полного раскрытия темы сочинения.

«План – это конкретизация идеи» (В. Никольский) сочинения и одновременно путь реализации творческого замысла автора сочинения.

И хотя написание плана сочинения не является обязательным требованием, но при работе над черновым вариантом сочинения без плана обойтись достаточно трудно.

Планы могут быть двух  видов: предварительный (краткий) и развёрнутый (сложный)

Предварительный (краткий) план сочинения даёт возможность наметить основной ход мысли, выделить главные вопросы темы. Это, по существу, наброски плана. На его основе в процессе дальнейшей работы создаётся развёрнутый, сложный план.

Развёрнутый (сложный) план, прежде всего, отражает основные структурные части сочинения: вступление, главная часть, заключение (они обозначаются римскими цифрами). В пределах этих общих разделов подразделы, необходимые для конкретизации выдвигаемых положений, обозначаются в соответствии с их объёмом арабскими цифрами, буквами и т.д.

Поскольку сложный план должен точно выражать основное содержание будущего сочинения, то необходимо, чтобы он удовлетворял следующим требованиям:

1) соответствовал теме и наиболее полно охватывал вопросы, связанные с её раскрытием,

2) был целенаправленным и отличался логической последовательностью, стройностью,

3) имел единое основание в формулировках всех выделенных пунктов, был стилистически однотипным (пункты плана должны единообразно и последовательно иметь форму назывных или двусоставных вопросительных предложений).

Примерные планы к сочинению

Тема: Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Краткий (предварительный) план.

1. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе до Достоевского (Пушкин, Гоголь).

2. Семейство Мармеладовых.

3. Семейство Раскольниковых.

4. Трагедия униженных и оскорблённых – порождение русской жизни.

5. Гуманистический пафос романа «Преступление и наказание».

Развёрнутый (сложный) план

I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века (А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»). Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:

а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;

б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;

в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.

Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:

а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;

б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни.

III. Заключение. Гуманистический пафос романа «Преступление и наказание».

Тренировочное задание 1.

Составьте сначала предварительный план к предложенным темам, а затем сделайте на основе краткого развёрнутый (сложный) план:

Старые и новые хозяева вишнёвого сада (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»).

Человек и война в рассказах А. Платонова «Одухотворённые люди» и «Возвращение».

Тренировочное задание 2.

Проверьте соответствие темы сочинения и плана к нему. Ошибки исправьте:

Тема: Художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

План.

I. Вступление. Сатира – «оружие любимейшего род» в русской литературе 19 века.

II. Главная часть. Проблематика и поэтика сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Постановка в сказках острых проблем современности:

а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

б) сатира на правителей («Медведь на воеводстве»;

в) протест против смирения и мнимых «народных заступников» («Коняга», «Либерал»);

г) осмеяние мещанина-обывателя в сказке «Премудрый пескарь»;

д) художественные средства выражения сатирической направленности содержания сказок («эзопов язык», гротеск, ирония, гипербола и т.д.).

III. Заключение. Общечеловеческий и философский смысл сказок.


Виды школьных сочинений

Типы сочинений по жанру

Структура сочинения

Работа над сочинением

Эпиграф к сочинению

Цитаты в сочинении