Школьные сочинения

Пейзаж в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

02.06.2017 / Сочинения по литературе / Комментарии: 0

Герой нашего времени, роль пейзажаКак известно, роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» считается первым в русской литературе социально-психологическим. Среди его особенностей – особое значение и роль пейзажа, служившего прежде в первую очередь для художественной выразительности произведений, живописной картины действия.

Лермонтовский пейзаж – во всяком случае, в самом ярком его романе – имеет свое психологическое значение. Сам по себе он неразрывно связан с драмой героев – либо событийной, либо внутренней. Первые фразы «Бэлы» очень просты. Но далее на смену этой прозрачности приходят поэтичность, длинные слова, сложные грамматические конструкции, нагромождение цветов. Этот пейзаж показан глазами художника. Далее приводится портрет Максима Максимыча – и речь вновь становится обыденной. Есть ощущение предвкушения драмы, но пока не она сама.

После описания Максимом Максимычем эпизода, где Казбич убивает отца Бэлы, попутчики поднимаются на Гуд-гору. Пейзаж вселяет спокойствие. «Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы»… Далее звучит фраза о том, что ко всему можно привыкнуть, даже к свисту пули. Пейзаж завораживает своей необычайной красотой – за этим следует «что началось необыкновенным образом, то должно также и кончиться…»

Бэла погибает в тот момент, когда становится очень жарко: она садится на камень, опустив ноги в воду, и попадает в руки Казбичу… Жарко – сигнал тревоги!



В части «Максим Максимыч» собеседники молча сидят у окна. Автор повествования глядит на домишки, разбросанные по берегу Терека, на горы, среди них Казбек, мысленно с ними прощается, ему становится их жалко – через несколько страниц мы будем сочувствовать Максиму Максимычу, жалеть его в минуту его разочарования.

Наиболее ярко пейзаж проявляется, пожалуй, в самой драматической части романа – в Пятигорске, где происходят события, описанные в главе под названием «Княжна Мери». Перед поединком с Грушницким Печорин любуется красотами природы, отмечая, что в редкое утро она была столь прекрасна: «Я не помню утра более голубого и свежего!..»

Во время самой дуэли описание временно прекращается совсем, чтоб потом продолжиться мрачным пейзажем, когда Печорин, спускаясь вниз, в ущелье, видит окровавленный труп соперника… «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели».

Перед тем, как герой поймет, что Вера для него потеряна окончательно: «Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро». Вскоре Печорин, загнав насмерть коня, будет бессильно рыдать, лежа в мокрой траве…

Пейзаж у Лермонтова всегда больше, чем живописное описание природы. Его роль в большей степени служит раскрытию души персонажей, их внутреннего мира. Для автора интересны лишь те черты, которые служат для понимания характера человека – это касается и портрета, кстати. Роман «Герой нашего времени» — главным образом, история души, а не драматические события. Они существенны, но вторичны, поскольку являются прямым следствием внутренней драмы. Пейзаж дополняет психологическую картину момента, оттеняет ее сложность и многогранность – если речь идет все о том же Печорине. Хотя, разумеется, нельзя недооценивать и чисто художественную его ценность: согласитесь, трудно себе представить события, происходящие в романе «Герой нашего времени», где-нибудь в окрестностях Москвы или во дворах Петербурга…

«Герой нашего времени» — произведение совершенно уникальное. И не в последнюю очередь тем, что вобрало в себя все таланты своего создателя, объединив изысканную речь поэта, четко выстроенную смысловую композицию прозаика и, конечно, дар видения прекрасного живописца.

Комментарии закрыты.