Школьные сочинения

Кто я в этой сложной системе? (по роману Е.Замятина «Мы»)

11.05.2016 / Сочинения по литературе / Комментарии: 0

Анализ романа Евгения Замятина «Мы».

Анализ романа Евгения ЗамятинаРоман «Мы» был впервые опубликован в 1988 году. Писатель говорил, что его произведение является предупреждением о двойной опасности, которая грозит человечеству. Это гипертрофированная власть машин и гипертрофированная власть государства.
Книгу открывает символический образ Интеграла — космического корабля. Огнедышащий Интеграл отнимает у человека свободу, воспитывает в добровольном рабстве. Поэтому главный герой в изображенном государстве – это масса. Всем людям, живущим под номерами, внушается: «мы – от Бога», «я – от дьявола». Это значит, счастье заключается в отказе от собственного «я «в пользу безличного «мы». Творчество – это служба в честь государства и для Благодетеля. В такой системе человек становится зомби. Каждый номер – деталь огромного механизма, который работает в ритме, заданном часовой скрижалью.
Главный персонаж романа Д-503, который ведет повествование, настолько уверен в правоте единого государства, что искренне страдает от естественных человеческих чувств, пробуждающихся в нем. Д-503 не рядовой человек, он является строителем Интеграла, и сам Благодетель нисходит для беседы с ним. Этот номер тяготится своего «я». Под влиянием любви Д-503 начинает смутно ощущать неестественный ход жизни. Для него мир словно раскололся. Он испытал жгучий страх перед новой, неведомой жизнью. Герой предает самого себя: он идет в Бюро Хранителей, чтобы признаться в своей неизлечимой болезни. Так он предает и тех, кто задумал захват Интеграла, то есть мятежников.



Евгений Замятин чувствовал тревогу о том, устоит ли человек перед сильным давлением тоталитарного насилия или же он сможет сохранить свою духовность. В трагической истории Д-503 писатель винит не самого героя, а весь порядок единого государства, убивающий человеческий дух. Замятин показал, что тоталитаризм приводит к необратимой деформации внутреннего мира человека. Понятие любви уничтожено, потому что любовь смертельно опасна.
В романе раскрыты и женские образы. Самый яркий из них — I-330, мятежница. Она протестует против математически рассчитанного счастья. Эта женщина осмеливается носить желтое платье, пить ликер, курить. Она не боится вступать в заговор против Благодетеля и единого государства. Именно I-330 заставляет Д-503 выбиться из привычной жизненной колеи. Героине противопоставлена другая женщина — О-90. Она робка, нежна, у нее мягкая душа. Писатель связывает будущее не с мятежной I-330, а с О-90, которая утаивает свое человеческое право. Так, по мнению многих критиков, раскрывается в романе тема будущего. Бунт I-330 и ее товарищей можно расценивать как обратную сторону медали того же, что и Благодетеля: стремление сделать всех одинаково счастливыми.
Это произведение положило начало жанру антиутопии. Роман «Мы» перекликается с темой великого Инквизитора из произведения «Братья Карамазовы» Достоевского. Инквизитор у Достоевского – пастырь, который железной рукой ведет человечество к принудительному счастью.

Комментарии закрыты.