Школьные сочинения

Как писать сочинение-рассуждение

В состав любого сочинения входят три условные части: введение, основной содержательный блок и заключение.

Задача введения ясна: требуется познакомить читателя с предметом ваших изысканий, сообщить о том, о чем пойдет речь в работе. Можно в общих чертах кратко обрисовать основную идею сочинения.

Общая смысловая схема примерно такова. В вашем сочинении должна быть грамотно раскрыта заявленная тема. Что это означает? Следует выразить свою позицию в отношении предмета разговора. Например, ваша тема звучит так: «Сравнительная характеристика Онегина и Ленского». Довольно распространенная ошибка состоит в том, что возникает иллюзия: дескать, спрашивают вашего мнения об этих персонажах.

Так-то оно так! Но если вы от всей души и даже без уникальной авторской орфографии и пунктуации поведаете миру в лице педагога, что оба они – те еще типы с полным набором комплексов, условностей и прочей дури в голове (а это можно! Имеете право выразить свою гражданскую позицию!), и мало кому надо разбираться, что с ними там еще происходило, — рискуете обрести лебедя в дневнике. Не за то, что ваше видение персонажей не совпадает с общепринятым, нет. И не за резкие слова. А за то, что любое мнение должно быть обосновано.

Проще говоря, вы сначала должны доказать, что с вами в принципе есть, о чем говорить по данному вопросу, а потом уже срывать аплодисменты за свежее восприятие литературных особенностей произведения. Итак, хотите обругать – ругайте. Только, будьте любезны, поясните, за что именно (это нетрудно: в конце концов, что-то ведь побудило вас относиться к бедному герою именно таким образом. Найдите соответствующую цитату).

Если речь идет именно о сравнительной характеристике, то, в сущности, все сводится к тому, чтоб проанализировать, что есть у героев – общего и чем они между собой разнятся. Это проще представить в виде таблицы:

Сравнительная характеристика

Задача состоит в том, чтоб попросту обосновать составленную таким образом таблицу, подкрепив ее цитатами и высказав свои комментарии по существу дела.

То есть, выражаясь сухо, в сочинении необходимы логическая (факты, аргументы, цитаты) и эмоциональная (умение все вышеперечисленное анализировать и высказывать свое суждение по данному вопросу) составляющие.

Заключение подводит итог вашим рассуждениям в данном контексте. В сущности, это квинтэссенция ваших светлых помыслов относительно темы, стоящей в заглавии. Вкратце – ваши выводы и основания для них. Например, если пишете на тему «Мое отношение к Татьяне Лариной», это должно выглядеть приблизительно таким образом:

Итак, мои симпатии всецело находятся на стороне главной героини романа «Евгений Онегин». Татьяна близка мне своей искренностью, прямотой мышления, способностью к самопожертвованию. Сцена в саду (…) и финальный диалог с Онегиным (…), где наиболее ярко проявляются главные качества Лариной, с моей точки зрения, убеждают в том, что Пушкин не зря считал ее своей любимой героиней.

Примерно так.Сочинение-рассуждение отличается большей эмоциональной свободой, оно в максимальной степени направлено на выражение вашей личной позиции. Вполне допустима и даже приветствуется живая, эмоциональная речь. Это не означает, что логика в вашем эссе может хромать на обе ноги, но, тем не менее, упор здесь именно на результат вашего осмысления задачи.