Школьные сочинения

Эпиграф к сочинению

ЭпиграфГлавная мысль сочинения, которая должна пройти красной нитью через всё его содержание и найти отражение в плане, может быть чётко и определённо выражена с помощью эпиграфа.

Эпиграф не обязателен в сочинении, однако весьма желателен. Для автора сочинения он полезен тем, что даёт возможность с самого начала работы хорошо представить себе, о чём и как следует писать при раскрытии выбранной темы.

Эпиграф к сочинению представляет собой краткое изречение или цитату из произведения, критической статьи и т.д., помогающую выразить основную мысль, идею сочинения. В нём может быть также выражена определённая оценка, своеобразное освещение темы и вытекающего из неё содержания. Если это цитата из произведения или высказывание определённого лица, то обязательно указывается автор. Например, к теме «Лишние люди и Базаров» в качестве эпиграфа могут быть приведены слова Д.И. Писарева из статьи «Базаров», в которых содержится общая оценка и характеристика лишних людей и Базарова:

У Печориных есть воля без знания, у Рудиных – знание без воли; у Базаровых есть и знание, и воля, и мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое. Д.И. Писарев.

Могут быть использованы и другие эпиграфы к этой же теме. В частности, в эпиграфе может быть выражена мысль не только о различии лишних людей и Базарова, но и об их сходстве, как лучших представителей общества, чутко реагирующих на его болезни, не способных мириться с ними. Например:

Болезнь века раньше всего пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. Д.И. Писарев.

Традиционно текст эпиграфа заключался в кавычки, а фамилия автора – в скобки. Однако в последние годы в школе принято фамилию автора приводить без скобок, а стихотворный текст эпиграфа – без кавычек.

Эпиграф к сочинению

Тренировочное задание 1.

Определите, какие из приведённых эпиграфов соответствуют теме сочинения, а какие неуместны. Объясните, почему.

Эпиграфы:

1. Не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком. М. Горький.

2. Как бы он (Пьер) ужаснулся, ежели бы… кто-нибудь сказал ему, что ему ничего не нужно искать и выдумывать, что его колея давно пробита и предопределена предвечно… Л.Н. Толстой.

3. У каждого человека есть обязанность к себе, к тому духу, который живёт в нём. Л.Н. Толстой.

Тема: Нравственные искания Пьера Безухова.

Тренировочное задание 2.

Подберите эпиграфы к следующим темам сочинений:

1. Нравственные проблемы в романе «Война и мир».

2. «Самая чистая радость – радость природы» (Л.Н. Толстой).

 

Виды школьных сочинений

Типы сочинений по жанру

Структура сочинения

Работа над сочинением

План сочинения

Цитаты в сочинении