Школьные сочинения

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»

15.12.2016 / Сочинения по литературе / Комментарии: 0

АнчарСтихотворение «Анчар», созданное Пушкиным в конце 1828 года, после возвращения из Михайловского, впервые увидело свет в альманахе «Северные цветы».

В основе произведения — легенда о растущем посреди безжизненной пустыни смертоносном дереве. Поэт наполняет рассказ об анчаре аллегорическим смыслом. В результате старинная легенда становится довольно мощным обличением деспотизма.

Стихотворение имеет сюжет, а в композиционном отношении делится на две части. Первая – описание анчара, который умерщвляет всё вокруг. Для создания лишённого красок жизни пейзажа поэт использовал яркие эпитеты  («в пустыне чахлой и скупой», «зелень  мёртвую», «жаждущих степей») и сравнение («как грозный часовой»). Дополняют удручающую картину олицетворения: природа «его в день гнева породила», «корни ядом напоила», вихрь «мчится прочь». Чтобы избежать гибели, живые существа не приближаются к дереву: в природе зло закрыто, изолировано:

К нему не птица не летит,

И тигр нейдёт…

Во второй части стихотворения повествуется о том, как границы царства смерти переступают люди:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом…

Повтор «человека – человек» выделяет мысль о противоестественности ситуации. Той же цели служит антитеза «непобедимый владыка» — «бедный раб». Анафора в седьмой и восьмой строфах усиливает эмоциональное напряжение.

Князь посылает раба на верную смерть, тот послушно выполняет приказ, а затем умирает у ног хозяина. Этим зло не ограничивается: властелин пропитал ядом стрелы –

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

В иносказательной форме поэт показывает, насколько пагубна деспотичная власть. Она утверждается страшной ценой – ценой смерти. И «владыка», и «раб», судя по всему, считают сложившийся порядок нормальным. «Яд» отравляет не только стрелы, но и разум…

Зло рассматривается в стихотворении в двух планах – общечеловеческом и философском. С одной стороны, в центре идейного содержания произведения – тема безграничной власти, тирании. С другой стороны, Пушкин затронул глубокую философскую проблему «вселенского зала» как некоего «посредника» между жизнью и смертью.

Стихотворение обладает удивительной мелодичностью. Напевность его звучания достигается использованием перекрёстной рифмовки и четырёхстопного ямба – стихотворного размера, который А.С.Пушкин особенно любил.


Комментарии закрыты.